Полгода назад Тамара жила вместе с родителями и не знала ни горя, ни забот. Но ей не повезло — она вышла замуж! Нет, мужа она любила и была счастлива стать его женой. Однако когда Игорь предложил поселиться с его мамой, радости от этого не было никакой.
Тамара пыталась убедить мужа снять отдельную квартиру, но безуспешно. Почему этот вопрос не обсудили до свадьбы? Теперь же слезы не помогут… Они встречались два года до брака, и казалось, тогда было гораздо лучше.
Иногда он оставался ночевать у нее, иногда она — у него, но с течением времени Тамара всё чаще чувствовала безысходность. Раньше его мама, Ольга Петровна, относилась к ней вполне нормально, но после регистрации брака все начало потихоньку меняться.
То суп приготовишь не так, то полы не так помоешь, то Игорю рубашку не погладишь — будто у него совсем нет рук! Что за беда такая? Ни уйти, ни остаться!
Ольга Петровна трудилась в парикмахерской. Да-да, не в салоне красоты. В их Кременчуге еще сохранились старые добрые парикмахерские.
Она была той женщиной с огромной прической и постоянно недовольным видом, которая создаёт впечатление, что все вокруг ей надоели. Правда, дома она обычно была другая. По крайней мере раньше.
Тамара знала, что у свекрови сегодня выходной, но свекровь даже не соизволила помыть посуду или приготовить ужин. Неужели это так сложно?
Сама Тамара работала в спортивной школе, занимаясь художественной гимнастикой с детьми. Недавно она набрала новую группу малышей, с которыми приходилось усердно заниматься. Плюс несколько раз в неделю проводила индивидуальные занятия с другими учениками.
Она была совершенно вымотана на работе и совсем не желала трудиться дома еще и во вторую смену. Когда представляла себе семейную жизнь, то такой вариант даже не приходил ей в голову.
Конечно, Тамара знала, что Игорь готовить почти не умеет, но он вполне способен сварить пельмени или заказать пиццу в крайнем случае.
Муж и возражать не стал бы. Но мама этого совсем не хотела слышать — ни про пельмени, ни про пиццу.
Она, понятно, заботилась о здоровье своего единственного сына, но сама не торопилась взять на себя готовку. Ведь есть же жена! Но при этом раздавала поручения с особым рвением.
У Тамары всего два выходных — суббота и воскресенье. Ей казалось, что в эти дни нужно проводить время вместе, гулять, совместно отдыхать, иногда просто валяться на диване, обнявшись, и смотреть фильмы на ноутбуке.
Но нет! Каждую субботу с самого утра Ольга Петровна устраивала генеральную уборку, хотя дом и так был чист.
— Игорь, когда это закончится? Разве нельзя хотя бы раз в неделю выспаться?
Такой вопрос раздражал и его, но если он пытался объяснить матери, что квартирантка уже надоела со своими уборками, разгоралась ссора. Мол, ничего им не нужно, лишь сидят на шее и не хотят помогать!
— Игорь, давай снимем квартиру? — умоляла жена после таких конфликтов, но муж не слышал.
— Тамара, потерпи еще год. Мы соберем первый взнос по ипотеке, и сразу же переедем в собственное жилье.
Однако терпение Тамары уже почти иссякло. Ей казалось, что скоро она сорвется и выскажется свекрови. Порой едва сдерживалась.
Она не могла себе этого позволить, но желание было весьма сильным. Да и как можно с ней ссориться? Ведь это мать любимого мужа — хоть и несносная, но мать!
Обдумывала все это Тамара, мою посуду, когда вдруг услышала голос Ольги Петровны прямо у себя за спиной.
— Почему сегодня так поздно? — с недовольством поинтересовалась она.
— Я на работе была, — спокойно ответила невестка.
— Ты время-то видела?
— У меня график не всегда строгий, вы же знаете!
— А может, и вовсе ничего не делала?
— Ольга Петровна, не кажется ли вам, что это уже перебор? — сдержанно спросила Тамара.
— Ну, время покажет, перебор это или нет! — усмехнулась свекровь, но тут раздался крик невестки.
— Игорь, твоя мама меня оскорбляет!
Муж тут же появился возле них, удивленно глядя на обеих. Ольга Петровна на мгновение лишилась дара речи.
— Что произошло? — спросил Игорь.
— Она говорит гадости обо мне! Расскажи ей, что я тебя люблю, но имею право работать! Крепостное право уже отменено!
Сама Тамара не понимала, что на неё нашло — наверное, усталость взяла своё. Свекровь фыркнула и ушла из кухни. Сын лишь возмутился ей вслед.
— Что случилось? — спросил он.
— Твоя мама намекала, что я тебе изменяю, а не задержалась на работе. Игорь, я все понимаю, но такого терпеть не намерена! Сегодня это, а завтра скажет, что дети не твои!
— Ты беременна?
— Нет, пока нет! Но рано или поздно у нас будут свои дети, — сказала жена.
— Вам обязательно все время ссориться? Сколько ж можно?
— Я ни с кем не ругаюсь. Вот пришла с работы, гора посуды, и я молчу, мою, а твоя мама этим недовольна. Ты разве не мог помочь?
— Зай, я устал!
— А я что, не устала? Ты пришел на два часа раньше! Или у тебя руки другие?
Игорь виновато посмотрел на Тамару.
— Хочешь, я помогу до конца?
— Нет, но закипяти чайник и сделай мне чай. И ещё останься здесь, чтобы Ольга Петровна не вернулась, — с улыбкой сказала Тамара. — И мне кажется, нам нужен график мытья посуды. Раз мы живем все вместе!
— Какой график? — вскрикнула из гостиной мама. — Две женщины в доме, а мой сын посуду мыть должен?
Мама сразу же прибежала на кухню, сверкая глазами.
— Похоже, надо оставаться одной. Если хотите, вас в график не включу. Только я с Игорем. Вы всё равно мою посуду не берётесь!
— Теперь и упрекать меня будешь? Вы живёте в моей квартире! — начала сержаться свекровь.
— Ну, вот и началось, — улыбнулась Тамара, пытаясь понять, что с ней происходит в этот день.
Возможно, все это уже порядком надоело. В последнее время Ольга Петровна всё чаще позволяла себе выплескивать недовольство на невестку. Кому такое понравится? Первое время Тамара молчала, но теперь устала терпеть. Ещё непонятно было, почему мама сидела дома у телевизора целый день, а ей приходилось срочно мыть посуду и готовить ужин.
Хочется просто поговорить, обсудить все спокойно, но стоит только начать, как беседа превращается в ссору, как сегодня.
— Что происходит? Ты слышишь, как она со мной разговаривает? — негодовала Ольга Петровна.
— Мам, хватит! Ты же сама начала, — вмешался Игорь.
— Меня в собственном доме не уважают, а тебе все равно?
— Мам, мы тебя очень уважаем, зачем огульно обвинять? — пытался убедить её Игорь.
— Да, уважаете! Сколько пренебрежения в голосе! Что, я глухая или глупая? — возмущалась мать.
Тамара молча продолжала мыть посуду, слушая и пытаясь понять, почему свекровь так изменилась. Раньше она была приветливой и уважительной, радовалась, когда сын говорил о свадьбе. Почему так всё вышло? К ней казалось, что мама что-то скрывает.
— Не кричите, пожалуйста, оба! — вдруг попросила Тамара, слушая их спор. — Ольга Петровна, вы себя нормально чувствуете? Может, нервы расшатались? Когда вы последний раз были у эндокринолога?
Мама застыла в изумлении. Конечно, она рассказывала о проблемах со щитовидкой, но не думала, что невестка это запомнит. Да и с эндокринологом проблема. Тот врач, к которому она ходила, уехал и уволился. Новый специалист не появился. Два раза в неделю приезжал доктор из районной поликлиники, но записаться к нему почти невозможно.
— Эндокринолога у нас больше нет! — с обидой сообщила она.
— Как это нет? Куда он делся? — удивилась Тамара.
— Он всех бросил и уехал. Ему наплевать на пациентов!
— А вы не думали обратиться в платную клинику? У меня есть купон на бесплатное первое посещение любого специалиста. Может, сходите?
— Ага, а вы знаете, сколько там стоит сдать анализы?
— Мы оплатим. Возможно, пропишут магний или лекарства. Хватит ругаться. Пойдёте?
— Я могу сама оплачивать! Но купон дайте, мне единственного визита хватит!
Тамара вытерла руки, пошла в прихожую, отыскала купон в сумке и отнесла его свекрови.
— Катерина говорила, что там сейчас очень хороший специалист. Обязательно сходите. Давайте сегодня уже успокоимся! Вечер, плохо будет спать, — попросила она.
— Как же успокоиться? Сынок, принеси маме валерьянку! Она на тумбочке у кровати! — сказала мама.
Игорь вышел за таблетками, но вернулся с пустой упаковкой.
— Что же теперь делать? — жаловалась свекровь. — До утра с ума сойду! Вы меня своими графиками разозлили!
— Игорь, сходи в круглосуточную аптеку, купи маме валерьянку, — попросила Тамара мужа.
Он не стал отказываться. Аптека была неподалеку. Мужчинам не страшно ходить по темным улицам. Он вернулся через пятнадцать минут с новым пузырьком и передал матери. Она выглядела задумчивой и немного грустной.
Не знал Игорь, что пока его не было, Тамара попыталась поговорить с его матерью о сложившейся ситуации.