Она часто наблюдала за многодетными семьями по соседству и всегда испытывала сочувствие к женщинам, измотанным бесконечными хлопотами и домашними заботами.
Мирослав, напротив, с юности мечтал о многочисленном потомстве. Он тоже вырос один и остро ощущал одиночество. Не раз говорил, что хочет как минимум троих детей — чтобы в доме царил смех и жизнь кипела.
Марьяна отвернулась к окну, за которым уныло моросил осенний дождь. Капли стекали по стеклу, будто слезы. Она терпеть не могла это время года — серая хмарь и вечная сырость только усиливали её подавленное состояние. Внутри она чувствовала себя загнанной в угол, словно в ловушке.
Поздним вечером, когда дети уже спали, Марьяна достала из кармана тест на беременность. Вновь взглянула на эти ненавистные две полоски. Она понимала: разговор с Мирославом неизбежен. Ей нужна его поддержка и понимание. Но как начать? Как признаться ему в том, что она не хочет этого ребёнка? Он ведь будет счастлив… а она — разбита.
Марьяна всегда старалась следить за своим здоровьем, но вопрос контрацепции оставался болезненным: гормональные препараты вызывали сильнейшие мигрени, спираль организм не принимал, а остальные способы часто подводили. Так в семье Пашенко один за другим появлялись дети — и Марьяне всё труднее было даже задуматься о профессиональной реализации.
Данил появился ещё во времена студенчества — тогда ей чудом удалось закончить университет. Потом родилась Юлия, затем Роман… И вот только-только начала маячить надежда выйти на работу — новая беременность.
На следующее утро Марьяна отвела Данила и Юлию в детский садик и попрощалась с Мирославом перед его уходом на службу. Затем вместе с Романом отправилась к Светлане.
Светлана преподавала украинский язык и литературу в местной школе. Кто же лучше опытной матери и мудрой женщины может дать дельный совет? Марьяне отчаянно нужно было услышать хоть что-то ободряющее — ведь после вчерашнего вечера её терзали самые тяжёлые мысли.
— Мам… у меня проблема… — выпалила Марьяна почти шёпотом, надеясь на сочувствие.
— Что случилось, доченька? — встревожилась Светлана, отложив тетради в сторону. — Кто-то заболел? С деньгами беда?
— Я снова беременна… — едва слышно произнесла Марьяна.
— Опять?! — удивлённо вскинула брови Светлана.
— Не “опять”, а “снова”, — устало отмахнулась Марьяна. — Я просто не знаю теперь, что делать…
Светлана перевела взгляд на Романа, который увлечённо играл машинкой у стены, затем посмотрела на дочь с лёгким укором:
— Марьяна… ну сколько вам лет? Неужели вы до сих пор не научились предохраняться?
Марьяна закатила глаза:
— Мам… мы всё знаем! Дело уже сделано! Беременность наступила! Что теперь? Мы живём впятером в тесной квартире… Денег катастрофически мало… Я без работы… Мирослав работает без отдыха…
Светлана тяжело вздохнула:
— А я ведь всегда мечтала о большой семье… Была беременна однажды… но потеряла ребёнка… И ещё дважды случались выкидыши… Это было ужасно…
Марьяна удивлённо посмотрела на мать:
— Ты мне никогда об этом не говорила…
— А зачем говорить?.. Прошлое уже не вернуть… Но ты подумай хорошо, Марьяна… Это серьёзное решение…